Главное отличие чувств от разума

Главное отличие чувств от разума, по мнению Суареса, состоит в том, что чувства останавливаются в познании, не проникая далее внешних акциденций. С разумом дело обстоит иначе. Начав с познания внешних акциденций, он углубляется в созерцание того, что является их субъектом. Поэтому о разуме говорят, как о «читающем внутри», «проникающем

Главное отличие чувств от разума, по мнению Суареса, состоит в том, что чувства останавливаются в познании, не проникая далее внешних акциденций. С разумом дело обстоит иначе. Начав с познания внешних акциденций, он углубляется в созерцание того, что является их субъектом. Поэтому о разуме говорят, как о «читающем внутри», «проникающем внутрь», «добирающемся до сути». «Intellectus», «inte-lecto», «intus legens», – таков этимологический ряд, который выстраивает Суарес. Стало быть, не представляет какой-либо проблемы способ, которым разум познает акциденции, имеющие чувственный характер. Оставляя отпечаток в чувствах, соответствующие виды запечатлеваются также – благодаря действию активного разума – и в разумной душе. Если здесь и есть проблема, то, по мнению Суареса, она заключается в том, что существуют субстанции, которые «не являются собственно чувственными», а то и вообще не имеют чувственных акциденций.

Порядок познания обеспечивается порядком бытия. Познание есть следствие воздействия реальных сущих на тело и душу. Entia realia воздействуют на чувства, в которых инициируют формирование единичных чувственных образов – видов.

Уточним «схему познания», которую мы приводили выше, и напомним, при этом, что Суарес представляет именно логический порядок (а не психологический механизм) познания:

Во-первых, разум получает репрезентативный вид, замещающий саму чувственную и материальную вещь. Вещь, таким образом, оказывается представленной в акте воображения. При этом представляются в первую очередь чувственные акциденции, в соответствии с отдельными видами чувств, которыми располагает наше тело, затем в действие вступают общие чувства (sensibilia communia), которые формируют целостный и конкретный образ предмета.

Когда разум доходит посредством рассудочного познания (per discursum) до познания субстанции, он продуцирует вид, который представляет саму субстанцию.

Наша душа, таким образом, начинает познание с акциденций. Через них она проникает к субстанции. Поэтому, чувственное познание очень важно: оно способствует познанию сущности вещи («субстанциальной чтойности» – «quidditas substantialis»). Таков обычный порядок познания: через свойства вещи мы познаем ее сущность, достоинство и качества.

Некоторые акциденции, таким образом, познаются раньше субстанций. Их виды создаются непосредственно активным разумом без того, чтобы разум располагал специальным понятием (в то время как для субстанции такое понятие уже необходимо).

Имеется, однако, обстоятельство, которое необходимо учесть.

Добавить комментарий