Испанский иллюминизм

Как писал М. Батайон: «Испанский иллюминизм, в широком смысле слова, есть внутреннее христианство, живое чувство благодати».6 Иллюминизм не имел четко сформулированной письменной доктрины и выражался с наибольшей полнотой в молитвенной практике.

Главным для «озаренных» был мистический путь обьединения с Богом в любви, в этом заключалось их сходство с

Как писал М. Батайон: «Испанский иллюминизм, в широком смысле слова, есть внутреннее христианство, живое чувство благодати».6 Иллюминизм не имел четко сформулированной письменной доктрины и выражался с наибольшей полнотой в молитвенной практике.

Главным для «озаренных» был мистический путь обьединения с Богом в любви, в этом заключалось их сходство с ортодоксальной мистикой, прежде всего, францисканской. Испанский исследователь Э. Асенсио считал францисканский источник гораздо более важным, чем эразмианство, для понимания движения иллюминатов, образно называя последнее «испорченная ветвь великого древа францисканского благочестия» (rama bastarda del gran arbol de la piedad franciscana)7. Францисканская мистика процветала в начале XVI века в Новой Кастилии среди членов ордена, реформированного кардиналом Франсиско Хименесом де Сиснеросом. Ее сущность наиболее полно и глубоко выражена в Третьем духовном словаре (Terсer abecedario espiritual), написанном францисканским монахом Франсиско де Осуной, и может быть охарактеризована понятием «el recogimiento» (сосредоточенное уединение)8. В ее основе лежал особый метод мысленной молитвы, при котором душа ищет Бога в глубине своего сердца, при полном отказе от мира, исключая всякое чувство и всякую мысль. Трактат Осуны представлял своеобразный путеводитель души к объединению с Богом путем очищения ее от страстей и желаний. Францисканская мистика в 1520-е годы еще не попала под цензуру инквизиции, так как она являлась одной из форм ортодоксальной духовности, которая идет гораздо дальше общепринятых форм католической набожности, но не отрицает их. Однако, этот метод не удовлетворял ни блаженную Исабель де ла Крус, ни проповедника Педро Руиса де Алькараса, самых ярких представителей первых «озаренных» Новой Кастилии, которые проповедовали «отдание» (себя Богу) (el dejamiento).9

Доктрина «алюмбрадос»

Доктрина «алюмбрадос» также была основана на мистическом пути объединения с Богом, на бескорыстной любви и личном внутреннем опыте. Однако они отрицали все традиционные формы религиозности, включая словесную молитву. «Озаренные» верили, что благодать Божья, воздействуя на душу, приводит ее в столь совершенное состояние, что лишает свободы воли и делает свободной от всякого морального закона и всякого греха. Ядром доктрины иллюминатов являлось состояние «отдания себя Богу» («el dejamiento»), на котором было основано отрицание разума во всех его проявлениях: от наиболее внешних – авторитета теологов до самых личностных и внутренних – мыслей о Боге во время молитвы.

Добавить комментарий