Коста видно уже тогда

Коста, видно, уже тогда считал, что для политического деятеля, посвящающего себя служению народу, как и для писателя, необходимо понять душу народа, преодолеть в ней все отсталое, освободить и возвеличить все истинно народное, человечное, прекрасное. Этой мысли он сам был вереи до конца и как политический деятель, и как художник. Важность этой сцены для идейной концепции пьесы подчеркнута и серьезностью тона, в котором написана она, единственно некомичная или наименее комичная во всей комедии. Так решается центральная проблема пьесы — интеллигенция и народ, имея в виду интеллигенцию, вышедшую и других классов, сословий и социальных групп. В широком плане это уже проблема разлада личности с породившей ее классовой средой и перехода ее на сторону народа. Но в такой перспективе проблема будет решаться в последующей работе Коста — в поэме «Фатима». Из других персонажей комедии к последующим произведениям Коста имеет отношение только Перышкин — этот «певец пернатый». Из отрывков его произведений видно, что он поборник псевдоромантического стиля в художественной практике и независимости поэта от среды, божественного происхождения таланта — в теории. Ясно, что этот образ носит полемический характер, поэтому нам дает ключ к уяснению некоторых сторон эстетической позиции Коста в те годы. Кроме того, полемику с «пернатыми певцами» поэт продолжает и в первом варианте поэмы «Фатима». Поэтому правильное понимание этого образа даст нам возможность, с одной стороны, глубже понять проблематику «Фатимы», с другой — яснее представить линию идейно-художественного развития поэта.

Добавить комментарий