Культурное развитие Бритаев

И не только счастье народа, но и его культурное развитие Бритаев мыслит не через ассимиляцию, которая требует отказа от национального языка, как от помехи делу ассимиляции. В рассуждениях Дзасохова национальный язык, в данном случае осетинский, является тормозом просвещения, культурного развития его носителей. Бритаев же любил свой родной язык любовью поэта и рассматривал его как самое надежное средство приобщения народа к культурным достижениям человечества. «Мы думаем, писал он, что и в ассимиляции, и в развитии культуры язык является главным, начальным. Когда будешь говорить с народом на родном ему языке, когда твои слова будут основаны на его обычаях, то он поймет тебя».

Дзасохов призывал в своей статье к просветительной работе посредством лекций на научные темы (по медицине, географии, хозяйству, культуре и т. д.), путем организации воскресных школ и т. д. Свой отказ от национального языка и национальной литературы он мотивировал благородным желанием скорейшего приобщения осетин к культуре. Бритаев свое настойчивое стремление развить национальный язык и национальную литературу объясняет этой же целью. Первый предлагает идти к культурному развитию народа, игнорируя национальный язык, путем подавления национальной культуры, второй, наоборот, через национальный язык и путем развития национальной культуры. Бритаев заключил свою статью словами; «Ради тех самых дел, во имя которых хулитель отвергает осетинский язык, мы приветствуем этот язык. Думаем, что нас скорее поймут осетины. Пути бедного трудового народа указаны. И следовать этими указанными путями мы будем призывать на осетинском языке».

Добавить комментарий