Механическая работа

Искусство Лало называет мастерством в широком смысле слова, переработкой естественных материалов, и в этом оно сродни ремеслу. Такая деятельность становится тем более свободной, чем больше она удаляется от механической работы и приближается к созданию эстетической формы, т. е. «изящному искусству». В таком случае она попадает в сферу интересов эстетики, поэтому эстетику можно назвать философским размышлением об искусстве, его истории И художественной критике !. При этом эстетика остается нормативной наукой, т. е. аксиологией, учением о ценностях и нормах, в ее основе лежит понятие «нормального типа», по отношению к которому оцениваются произведения, претендующие на художественность. В целом же искусство трактуется Лало как деятельность по созданию воображаемого мира, отличного по своей сущности от реального. Но это не значит, что французский исследователь стремится замкнуть искусство «в себе», совершенно оторвать его от жизни. Наоборот, он стремится показать, что искусство играет важную роль в жизни человека. Отсюда вытекает «социологический поворот» его эстетики.

Прежде всего Лало выделяет пять функций искусства, носящих психосоциальный характер. Первая функция искусства игровая, игра так же необходима человеку, как и остальные жизненные блага. Вторая функция катартическая, т. е. очищение моральных переживаний. Третья «техническая», под которой Лало имеет в виду непрерывность работы творческих людей над техникой своего искусства, оттачивание мастерства. Четвертая функция оптимизация самой жизни. Пятая как продолжение четвертой наделение жизненных процессов интенсивностью.

Добавить комментарий