Напряженное положение

Напряженное положение на Кавказе обострялось еще и тем, что царская администрация всячески препятствовала делу просвещения горцев. «Много ли сделала администрация Терской области в смысле просвещения туземного населения, в смысле приведения его к началам гуманности, приобщения к общечеловеческой культуре и улучшения его экономического благосостояния?» — спрашивал Коста и, приводя выдержку со страниц официального органа терской администрации («Терские ведомости»), где на этот вопрос был дан отрицательный ответ, добавил к нему: «так немного, что меньше уже нельзя!» И дальше пишет Коста: «Нам известны случаи, когда она (администрация — Н. Дж.) не разрешила интеллигентным туземцам открыть даже на свои средства частные школы в аулах… Она в 1891 году прилагала все старания, чтобы отнять у туземцев всякую возможность научиться чему- нибудь, видеть и непосредственно наблюдать русскую гражданственность и жизнь, а также деятельность культурных людей, слышать русскую речь, работать рука об руку с русскими пионерами, отдавать детей в русские школы. Прежде всего власти поголовно стали гнать туземцев из городов и слобод на места приписки. Затем приказом по области от 5 марта 1891 года было безусловно воспрещено проживание Нафи Джусойтытуземцев одной народности в районе поселения русских и туземцев другой народности» (т. IV, 206—207). Коста не преминул указать, что закрытие школы (речь шла об осетинской женской школе) имело главной своей причиной нежелательный социальный состав учащихся.

Добавить комментарий