Представители народа

«Царь разогнал Думу, представителей народа,. пишет далее Цомак, так как они требовали земли и воли. Народ из уст в уста передавал только эти два слова: «земля и воля». Но ни того, ни другого не получил. Покупайте землю, если хотите ее иметь, ответил царь. Крестьяне начали силой отнимать ее. Борьба продолжается, но «что будет в грядущем, неизвестно», так заканчивает статью Цомак.

Формулировки Цомака, конечно, слишком общи. Стиль всех дореволюционных осетинских изданий вообще отличается терминологической аморфностью. Однако симпатии и антипатии Цомака совершенно ясны. Землю крестьянам без всякого выкупа, волю всему народу, равные политические права всему населению, самодержавие сменить народовластием, парламентом. Такова политическая и экономическая программа, изложенная в статье.

Для своего времени эти требования, безусловно, были прогрессивными и даже революционными. Однако нельзя не заметить, что они целиком укладываются в рамки программы мелкобуржуазнокрестьянской партии социалистовреволюционеров. Оно и понятно. Именно весной 1906 года Цомак сближается с владикавказской организацией партии эсеров, выступает агитатором от этой организации («Фадисоном» «Зовущим на тревогу», «Бьющим в набат»), а осенью 1906 года, как указывает он сам, становится членом Эстонской организации партии эсеров.

Добавить комментарий