Современная жизнь

Цитаты не вошли в статью, но Цомак явно с ними полемизирует. Больше того, он указывает, что несмотря на такой неслыханный гнет, несмотря на аптекарскую роль, которую отвели мыслящим людям, русская общественная мысль развивалась и привела к современной действительности. «Наблюдая современную жизнь, констатирует Цомак, мы видим, как, несмотря на гнет, свежие, животворные струи просачиваются и текут в обществе и, подобно живой душе, живая мысль рвется к живому делу».

Пафос статьи в том и заключается, чтобы на великом примере Герцена показать, что даже во времена самой жестокой реакции есть возможность и смысл «рваться к живому делу». Перечисляя основные вехи жизни и деятельности Герцена, Цомак выделяет те из них, в которых ярче обнаруживается рвение Герцена, мыслителя и борца, к «живому делу». О вятском периоде, например, Цомак замечает, что именно тогда начинаются его искания «новой деятельности в сумерках», так как он не удовлетворен ни службой, ни «дрянной практической жизнью» с «кандалами всякому порывувсякому чувству» и ищет «простора обширнее всего земного шара».

Цомаку особенно дорога упрямая непримиримость Герцена с пошлой действительностью. В то время, когда даже «неистовый Виссарион» поверил на какоето время формуле «все действительное разумно», «гневно раздавался протестующий голос Искандера». И он звал к действию, к живому вмешательству в общественные дела. «Мы реалисты, цитирует он, и любовь наша должна становиться действием». «Человек не только мыслящее, но и действующее существо». «Нужно чувствовать потребность выхода в жизнь, действительного осуществления идей». К этим ярким и боевым формулировкам Герцена Цомак добавляет: «Герцен хотел «не покоя, но действия».

Добавить комментарий