Третья есть универсалия разума

В «De Anima» Суарес говорит о «тройной универсальности в природе (triplicem universalitatem in natura)». Приведем этот фрагмент полностью:

«Первая есть та, посредством которой сказывается универсальное в самих вещах.

Вторая та, которая рождается в разуме через обозначение и абстрагирование, посредством которой сама природа остается представленной как

В «De Anima» Суарес говорит о «тройной универсальности в природе (triplicem universalitatem in natura)». Приведем этот фрагмент полностью:

«Первая есть та, посредством которой сказывается универсальное в самих вещах.

Вторая та, которая рождается в разуме через обозначение и абстрагирование, посредством которой сама природа остается представленной как общая и безразличная ко многим.

Третья есть универсалия разума, которая существует как приложение () этой второй универсалии к самой природе, как если бы она существовала в ней реально

Природа в своем первом модусе обычно называется физической универсалией, потому что как таковая она является субъектом движения чувственных акциденций.

[Универсалия] второго вида обычно называется метафизической универсалией.

Универсалия третьего вида [есть универсалия] логическая».

Суарес подчеркивает, что такая классификация и представленные названия не являются общепринятыми и необходимыми. В различных случаях значения и названия накладываются друг на друга, особенно это касается универсалий в первом и втором значениях. (Что же касается логической универсалии, то она названа так потому, что раскрывает основной объект логики (диалектики) – общие понятия, то есть сущие разума.) Тем не менее, Суарес считает свое различение важным и поясняет смысл всех трех «модусов универсальности».

Универсалии первого вида (физические) являются первыми в порядке познания. Они суть результат внешнего воздействия. Универсалии второго вида (метафизические) формируются в разуме посредством абстракций: «Universale secundo modo fit per abstractionem intellectus». Наконец, универсалии третьего вида, «называемые логическими и состоящими в отношениях разума (rationis ratione consistit)», формируются посредством некоего «акта рефлексии» («actum reflexum»), который называют сравнительным познанием («notitia comparativa»).

Другими словами, универсалии первого вида суть не что иное, как «реальные сущие». Они являются чем-то реальным, существующим «внутри вещи». Универсалии третьего вида – «сущие разума». Это есть нечто, что разум понимает, воображает, представляет в качестве внутреннего для познаваемого предмета.

Что же касается универсалий второго вида (метафизических), то их также следовало бы отнести к сущим разума, поскольку они вырабатываются разумом, не присутствуют «физически» в вещи, которая познается и, кроме того, не добавляют ничего мыслимой вещи (вещи, существующей «объективно» в разуме, являющейся объектом разума по своему онтологическому статусу, или «идеальным объектом»).

Добавить комментарий