Трудовая жизнь горца-бедняка

Трудовая жизнь горца-бедняка начинается с малых лет. Пяти лет он уже пасет ягнят и козлят, потом проходит путь от подпаска до пастуха: скитается по чужим задворкам, нет у него ни дня отдыха. И в непогоду, и в погожий день, и в будни, и во время праздника — всегда, во всякий час пастух находится со стадом на пастбище или в хлеву. Он должен стеречь, как зеницуока, хозяйский скот. За потраву нивы или лугов, за пропажу скотины он терпит нещадные побои. Кубады не досчитал пятнадцати овец и решил навсегда покинуть родину. «Алдар жесток, человечья кожа тонка, а умирать не хочется», — думал Кубады и убежал через перевал в Грузию, стал бродячим певцом, вернулся в родной аул только на старости лет, ослепшим и согбенным. Есть одна характерная общая черта в биографиях всех юношей-горцев, изображаемых Коста Хетагуровым. Все они выросли сиротами. И Кубады, и Ибрагим; и Эски-разбойник, и герой поэмы «Кто ты?» — все они чувствуют себя одинокими, покинутыми. Кубады автор называет одиноким, безродным, а герой поэмы «Кто ты?» повествование о своей жизни заканчивает так: «Если спрашиваешь еще: «Кто ты?» — То одинокий—имя мое» (подстрочник). Образ одинокого юноши-горца глубоко связан по происхождению с осетинским народным творчеством. Знаменитое «Сказание об Одиноком» («Иунаджы кадаг») было опубликовано в прозаической записи на русском языке Гаппо Бае- вым в газете «Северный Кавказ» (№ 19) в 1895 году, когда Коста был секретарем редакции. Вероятно, в фольклорном образе одинокого было обобщено то бесправное и беззащитное положение, которое занимала личность в системе патриархально-родовых и патриархально-феодальных отношений.

Добавить комментарий

Договор подряда на кровельные работы
www.s-i-v.ru