Характеристика опыта субъекта

Работы Ч. Огдена и А. Ричардса претендовали на то, чтобы совершить полный переворот в эстетике, а именно, показать, что употребляемое в течение столетий высказывание «этот предмет прекрасен» представляет собой беспредметное суждение, иначе говоря, псевдосуждение, не имеющее референта в реальном мире, а потому уводящее эстетику на ложный путь поиска некоего эстетического клада, которого в реальности нет! Суждение: «как это красиво! » всего лишь характеристика опыта субъекта, выносящего эстетическую оценку, которая возникает под воздействием синестезии (воздействия реального явления на все органы чувств человека одновременно благодаря их тесной внутренней ассоциированности). Исследования в области анализа языка эстетических суждений, представлявшие собой ранний этап развивающегося потока философии лингвистического анализа, получили название эмотивизма.

С точки зрения эмотивизма обыденный язык вводит нас в заблуждение. Когда мы называем нечто добром или красотой, мы выносим псевдосуждение, заставляющее его адресата искать в объективном явлении какоето свойство, которое должно быть референтом данного суждения. На самом деле эстетическое суждение не что иное, как экспрессивное высказывание, создающее разрядку чувств субъекта высказывания и имеющее имплицитную цель заразить этими чувствами адресата суждения. Из этого следует, что эстетические суждения оценки не могут быть истинными или ложными в познавательном смысле, но могут быть эффективными или неэффективными в суггестивном плане. Подобным же псевдологическим характером обладают суждения, присутствующие в художественных текстах. Высказывания поэта тропы, насыщенные метафорами, они создают поэтический опыт читающего стихи, но было бы странно, если бы последний пытался верифицировать их жизненными фактами. Точно так же суждения художественных критиков имеют целью не более чем эмоциональное воздействие на читателей, создание у них желательной для критика установки на произведение.

Добавить комментарий