Отцовское горе

На самом деле ничего подобного в этом, полном отцовского горя, произведении нет. Упреки в неосторожности это всего лишь родительские предостережения, а не полемика с политическими убеждениями сына. Что касается отношения Сека к революционерам, то он преклонялся перед их героизмом и духовной стойкостью. И это естественно вытекает из его этики, по которой высшим достоинством человека признается способность к героической борьбе за свободу и справедливость. Но у нас есть и прямое свидетельство.

В рассказе «Мать и сын» есть такие строки о стремлений Тугана к свободе: «Алдар любил его, как родного сына принимал, одевал роскошно, но Тугану опостылела жизнь. Лучше свободным крестьянином месить руками глину и известь, нежели быть рабом, одетым в золото. Так часто рассуждал Туган, порываясь к свободе. В те времена (речь идет о предреформеннной поре Н. Дж.) не появились еще людивеликаны, посвятившие свою жизнь тому, чтобы разорвать вековечные цепи» Не ясно ли, что Сека здесь под людьмивеликанами, рвущими вековечные цепи рабства, подразумевает революционеров, в числе которых был и его сын. Конечно, на этой основе нельзя делать далеко идущие выводы о том, что поэт разделял политическую программу и тактическую линию революционеров. Дело здесь в другом.

Сека Гадиев социальнополитические проблемы решал в общедемократическом духе. Но одно убеждение было для него аксиоматично: рабство надо уничтожить, надо освободить народ, а свободы можно добиться только в борьбе, с оружием в руках. Отсюда его идеализация борцов за свободу, какой бы характер эта борьба ни носйла, какие бы масштабы она ни принимала. Поэтохму смерть в борьбе за свободу и человеческое достоинство он рассматривает как подвиг, а сложивших голову в такой борьбе нарекает именем героя.

Добавить комментарий