Публицистическая тема рассказа

Публицистическая тема рассказа, как и во многих других случаях, выражена, прежде всего, в историческом введении и в ряде других размышлений, смысл которых сводится к следующему: с приходом на Кавказ царских властей патриархальная община потеряла свою свободу, свои права решать собственные дела на народном собрании волей народа. Власть, заменившая народное собрание, корыстная власть «отдельных лиц», развращает людей, ставит над народом самых худших его представителей, она несправедлива, антигуманна, лжива. 66

Само собой разумеется, что творчество Сека в 19061907 гг. не ограничивается опубликованными текстами. Видимо, многие его произведения, не появившиеся тогда в печати, написаны в эти же годы. К таким произведениям, по нашему мнению, относятся стихотворения: «У могилы Коста» «Къостайы цырты раз»), «Дела зверей», «На Балканах», «Наша хозяйка жирных индюшек не переваривает» («Не хси нан нард гогызы фыд на тайы») и ряд других, а также прозаический этюд «Весна в Осетии» («Уалдзаг Ирыстоны») и рассказ «Женщина в трауре».

Все эти произведения, безусловно, связаны с общей проблематикой творчества писателя как предреволюционных лет, так и периода революции, но основные тенденции их идейно художественного содержания раскрылись полностью в последующий период.

В рассказе «Женщина в трауре» намечена острая проблема борьбы между патриархальной свободой и феодальным рабством, всесторонне и глубоко разработанная позднее, особенно в таком значительном произведении, как «Арагвииский алдар Нугзар» («Арагвийы алдар Нугзар»). Пейзажный этюд «Весна в Осетии» также является лишь первым в ряду позднее создан, ных этюдов («Лето в Осетии», «Осень в Осетии», «Зима в Осетии»). if; Таким образом, с точки зрения смены проблематики, да и для удобства анализа, все эти произведения правомерно отнести к последующему периоду творчества писателя.

Добавить комментарий