Соотношение философии

Теперь Коген мог уточнить и соотношение философии и психологии в эстетическом исследовании. «Ошибка, которую должна сделать психология, поскольку она не может руководствоваться систематической методикой, состоит в том, что она берет исходным пунктом для развития сознания ощущение», которое, являясь результатом взаимодействия субъекта со средой «корреляцией внутреннего и внешнего», рассматривается, однако, уже только как данное извне. Вследствие этого, чувство как внутреннее состояние субъекта неизбежно оказывается приложением к извне данному ощущению, и их связь может получить лишь механическое истолкование в виде сложения самостоятельных составляющих: содержание внешнего мира плюс бессодержательное отношение к нему в чувстве субъекта; или, по терминологии Когена, «сознание» плюс «сознательность». Ошибочность такой трактовки Коген обнаруживает в психологической и формалистической концепциях, видевших в чувстве («эстетическом удовольствии») «прибавку» психики к эстетическому ощущению и представлению. Односторонним считает Коген и противоположное решение вопроса, разработанное в теории «вчувствования», согласно которой на первично данное чувство накладывается восприятие, заполняется предметным содержанием. Ограниченность теории «вчувствования», справедливо отмечает Коген, состоит в том, что она предполагает данным вне эстетического акта и само чувство, и предмет: одушевление мертвого материала уже готовым человеческим духом и душой, тогда как в эстетическом сознании творчестве качественносвоеобразного содержания «ни предмет для чувства не существует заранее, так, чтобы он мог быть вчувствован, ни мы сами не даны уже до чувства, так, чтобы можно было чувство из нас вчувствовать в предмет». Поэтому «понятие вчувствования остается шатким при всех бесчисленных повторениях. Они должны не удаться, потому что содержат неправильную постановку вопроса. Чувствование само есть проблема, а не вгувствование, возникновение чувства» как содержательной творческой деятельности сознания. Поэтому Коген приходит к выводу, что «эта проблема принадлежит в первой инстанции вовсе не психологии, а что проблема чувства, вытекающая к эстетическому чувству, раскрывается систематической эстетикой и передается психологии».

Добавить комментарий