Персонажи пьесы

И все эти ничтожества измываются над народом, запуганным, невежественным, бесправным.

Все персонажи пьесы смешны не только в своем ничтожестве, но и в формах его проявления, за исключением «политически неблагонадежного» Темырболата, выступающего в комедии в роли «резонера», в котором, собственно, никакой необходимости нет. Он комментирует то, что и без этого совершенно ясно.

Писатель как бы посмотрел в увеличительное стекло на одну клетку бюрократического организма самодержавного государства и показал всю его порочность, внутреннее убожество и паразитизм. Показал не как силу, а как бессилие, признак разложения всего государственного аппарата, смешного и безобразного во всех своих проявлениях. Сельское начальство из «грозной» силы превратилось в смешное уродство и достойно только сатирического осмеяния. Здесь мысль писателя верно оценила внутреннюю несостоятельность зла, которое решила изобразить, и нашла соответственно его сути форму обличения. Позднее писатель более убогую силу сельскую гадалку принял за серьезное зло, стал ее обличать в пространной драме, и его постигла неудача. Форма драмы соответствует иным противоречиям действительности. К тому же Короев по природе своего дарования был камедиографом. В жанре реалистической драмы он неминуемо впадал в грех банального нравоучения, скучного резонерства.

Из репертуара осетинской театральной самодеятельности до революции известный литературный интерес представляет также драма Алихана Токаева «Белые вороны». Правда, произведение это не оказалось долговечным. В советское время оно выпало из репертуара, имя писателя было забыто.

Только недавно наследие Токаева вновь вошло в литературный обиход. Но этим он обязан не своей драме, а лирическим стихотворениям, собранным и впервые изданным в 1960 году.

Добавить комментарий