Религия и искусство

Одним из первых плацдармов столкновения, точкой пересе­чения контркультуры и «нового» консерватизма явились проб­лемы конфликта внутри религиозного сознания, оживление ко­торого, как правило, справедливо связывается с разочарованием в позитивном значении научно-технического прогресса («кри­зис знания», по Беллу), непознаваемостью для индивида как природных, так и общественных процессов.

Отчуждение личности при капитализме привело, с одной сто­роны, к дегуманизации как ведущей тенденции осмысления процессов, происходящих в науке и обществе и получающих со­ответствующее художественное воплощение, а с другой — к по ­искам синтеза в возрождении иллюзорно целостных, в частно­сти религиозных, концепций, якобы единственно способных спасти человечество от духовного разложения. С этой точки зрения весьма показательна позиция видного французского философа-персоналиста Жан-Мари Доменака. В работе, специально посвященной нападкам на гуманизм в современной культуре, он воссоздает образ дегуманизации, к которой, по его мнению, причастен и целый ряд художествен­ных направлений: «новый роман», «театр абсурда», а также не­которые формы контркультуры. Ж.-М. Доменак верно подмеча­ет, что кризис гуманизма связан с идеологической ситуацией в развитых капиталистических странах. Он исследует и диалек­тику, по которой гуманизм, начавшийся с отрицания идеи бога и утверждения самоценности человека, ныне подвергается ата­ке с позиций интеллекта и пытается обрести опору именно в теологических концепциях. А отсюда следует вывод о внутрен­ней противоречивости буржуазного понимания гуманизма: «Ес­ли высшие уровни программного анализа объединили свои силы с варварством контркультуры, чтобы провозгласить смерть гу­манизма, это значит, что сам гуманизм подошел к еще более серьезному противоречию между провозглашенными им ценно­стями и разрушительными последствиями его промышленной и военной технологии»   Это в определенной мере консервативная позиция.

Добавить комментарий