Амбросио де Моралес

Вполне понятно, что изображения полководцев были особенно притягательны для испанцев в творчестве античных художников». Вильяльта особо выделяет такие античные статуи, как «статую Семирамиды на лошади, со шпагой в правой руке», статую «Катона Утического со шпагой в правой руке, левая рука вытянута в жесте приветствия», «статую Траяна на лошади в

Вполне понятно, что изображения полководцев были особенно притягательны для испанцев в творчестве античных художников». Вильяльта особо выделяет такие античные статуи, как «статую Семирамиды на лошади, со шпагой в правой руке», статую «Катона Утического со шпагой в правой руке, левая рука вытянута в жесте приветствия», «статую Траяна на лошади в курбете»… Вильяльта описывает и современные памятники, например, бронзовую статую Филиппа II. «…Вильяльта прямо указывает, что именно по примеру античных статуй Филипп II наряжен в доспех». В создании современных статуй также часто решающую роль играло стремление к героизации, художественным приемам которой современные мастера учились у древних.

Амбросио де Моралес в «Путешествии» 1572 г., описывая античную скульптуру с изображением Горациев и Куриациев из испанского города Усильос, добавляет, что великолепие этого произведения можно выразить словами Берругете, который, увидев памятник, воскликнул: «Ничего лучше я не видел и в Италии… и мало чего видел столь же хорошего».

Испанцы XVI в. ценили героический настрой не только в античной скульптуре, но и в античной архитектуре. Так, падре Хосе де Сигуэнса, испанский историк, гуманист, писал (1600-1605 гг.) об античном акведуке в Сеговии, что это «замечательное произведение, которое показывает … большую душу древних, которая помогала им понимать героическое» .

Важной в свете интереса к античности является диктовавшаяся в том числе соображениями престижа собирательская деятельность испанской знати. Мартин де Гурреа и Арагон, герцог де Вильяермоса и граф де Рибагорса (1526-1581 гг.) в «Рассуждениях о медалях и древностях» описывает свою коллекцию статуй. В частности он очень гордится уменьшенной копией античной статуи Юлия Цезаря, заказанной им специально для своей коллекции. Известно, что коллекция герцога включала также изображения Помпея и Адриана. Владельцу явно импонировал героический дух Древнего Рима.

Фрай Хуан де Сан Херонимо в «Описании Эскориала» (1563-1591 гг.) упоминает важные для нас факты деятельности гуманиста, библиотекаря монастыря Ариаса Монтано. По распоряжению Ариаса Монтано в библиотеке Эскориала были поставлены изображения римских императоров. Героическая тематика органично включалась в XVI в. даже в декор библиотек.

Из написанного в 1590 г. Диего де Вильяльтой труда «Об античных статуях» известно об испанских коллекционерах античных произведений искусства: Диего де Мендосе, Луисе де Авиле, герцоге де Алькала. Автор сообщает, что «…дон Диего де Мендоса, будучи послом в Риме, собрал около 50 античных статуй, наиболее замечательных из тех, что только можно увидеть в мире. Среди них статуи …Юпитера Капитолийского и другие.» Известно, что из коллекции Диего Уртадо де Мендосы (1503-1575 гг.) происходят мраморные головы Цезаря, Траяна, Антиноя, Вителия, Юлии Домны, а также голова гладиатора (первая половина XVI в., анонимный мастер, Венеция или Рим) из музея Прадо. Головы представляют собой ренессансные копии древних скульптур. Для нас значим интерес коллекционера к изображениям древнеримских полководцев, воителей, императоров и личностей из императорского окружения.

Добавить комментарий