Автор диссертации

Следовательно, ручательство за большую в сравнении с живыми лицами типичность образов в поэзии себя не оправдывает. То же самое можно сказать о сюжетах даже самых знаменитых драм и эпопей, повествующих о жизненных событиях. Сравнивая их с событиями, разыгрывающимися в самой жизни, мы убедимся, что жизненные драмы гораздо глубже, многообразнее в своих проявлениях и производят более сильное впечатление, чем те, которые являются их воспроизведениями в словесном искусстве. Следовательно, искусство не может стоять не только выше действительности, но и наравне с нею по внутреннему достоинству содержания или исполнения. Зачем же тогда мы обращаемся к искусству? А затем, говорит Чернышевский, что в нашей жизни есть часы душевной пустоты, вот тогда и нужна фантазия, тогда и нужно искусство, чтобы заполнить эту пустоту, пусть не жизнью, а хотя бы ее суррогатом.

Подводя итоги своего исследования, автор диссертации делает следующие выводы. Впечатления, производимые действительностью, живее во всех отношениях впечатлений, производимых искусством. А потому с эстетической точки зрения искусство стоит ниже действительности. Искусство стремится воспроизводить жизненно прекрасное не как совершенство формы, а в его живой сущности. При этом искусство не ограничивается воспроизведением одного только прекрасного, оно способно воспроизводить все общеинтересное для человека, включая то, что он видел и пережил.

Добавить комментарий