Бездарные неудачники

Бездарные неудачники, духовные и нравственные уроды — вот что такое эти Сомовы, Суйковы, Трубаду- ровы, Мазиловы и Перышкины. Все их паразитическое существование враждебно народу — этого не отрицает и проф. Семенов. Противостоят ли этим вконец опустившимся «интеллигентам» Дуня, Лаптев и Светлов? По мнению проф. Семенова, они должны представлять «трудовую демократическую интеллигенцию», положительных героев Коста Хетагурова. Однако анализ образов показывает, что автор пьесы не выдает их за представителей демократической интеллигенции, носителей идеалов революционных демократов. Беззаветная любовь к народу, сознательное стремление к его освобождению и просвещению, к переустройству общества на началах свободы, равенства и гуманизма—таковы основные черты характера «нового человека», представителя демократической интеллигенции. Ничего подобного нет в характерах Дуни, Лаптева и Светлова. Лаптев в пьесе — эпизодическое лицо. Он введен собственно для того, чтобы читателю стал ясен источник увлечения Дуни идеей необходимости труда для всех членов общества, в том числе и для женщин. Оказывается, Дуня находится под идейным руководством Лаптева, проповедника социальной доктрины Герберта Спенсера. Лаптев появляется в пьесе только один раз (И-е действие, явление XIV) и то с книгой для Дуни — «Герберт Спенсер. Основания биологии». И если внимательно проанализировать все высказывания Дуни в первом действии, то легко увидеть в них отзвук дилетантской доктрины Г. Спенсера. Как известно, Спенсер развивал в своих сочинениях так называемую органическую теорию общества.

Добавить комментарий