Блаженная из Пьедраиты

В этом состоянии происходило объединение души с Богом в любви. Любовь к Богу для того, кто познал ее, являлась не только кульминацией духовной жизни, но и ее принципом. Отсюда следовал императив: «Кто отдается этой любви Бога … не может совершать ни мелких, ни смертных грехов». Это приводило к доктрине

В этом состоянии происходило объединение души с Богом в любви. Любовь к Богу для того, кто познал ее, являлась не только кульминацией духовной жизни, но и ее принципом. Отсюда следовал императив: «Кто отдается этой любви Бога … не может совершать ни мелких, ни смертных грехов». Это приводило к доктрине безгрешности человека, озаренного Божественной любовью10. Сущность учения «алюмбрадос» наилучшим образом передает фраза: «Любовь Бога в человеке есть Бог», признанная еретической толедским эдиктом 1525 года. Известный теолог-доминиканец Мельчор Кано полстолетия спустя увидел в ней квинтэссенцию иллюминизма.11

Иллюминизм призывал божественное вдохновение прежде всего против религиозного формализма, против внешних, рутинных форм религиозности. «Озарённые» утверждали, что тот, кто не познал, что значит отдаться Богу в любви – может сколь угодно осенять себя крестным знамением, ударять себя в грудь, кропить святой водой… становиться на колени, целовать землю.12 Сама молитва являлась для них «путами», мешающими познать Бога. «Почему – спрашивали они – молиться в церкви лучше, чем в любом другом месте? Зачем молиться теми или иными словами, а не этими? Зачем произносить молитву вслух?»13. Они не признавали ни монашескую жизнь, ни индульгенции, ни отлучение от церкви, соблюдение постов и добрые дела, исповедь, культ священных изображений и поклонение кресту, церковные таинства. Все вышесказанное объясняет, почему инквизиция была сильно обеспокоена пропагандой учения «озаренных, отдавших себя Богу или совершенных» («alumbrados, dejados o perfectos»). Подозрение у церковных авторитетов вызывало то, что иллюминаты, не принадлежа как правило ни к какому из религиозных орденов, отделяются от общин верующих католиков, образуя «сборища » людей, объединенных вокруг блаженной или учителя тайной практикой духовных упражнений.

В этом движении огромную роль играли набожные женщины, которых называли «блаженными провидицами, или озаренными » («beatas revelanderas o alumbradas»), которые проповедовали особые формы религиозной жизни в миру и почитались как наделенные сверхьестественной благодатью и даром пророчества. Первой была Мария де Санто Доминго, монахиня третьего доминиканского ордена, более известная под именем «Блаженная из Пьедраиты» (la Beata de Piedrahita), вслед за которой появилось множество блаженных в Андалусии, Кастилии и Эстремадуре, увлекавших своими доктринами и молитвенной практикой простых людей и даже клириков, которые повиновались им как учителям.

Добавить комментарий