Брат и сестра

В рассказах «Цыппу Кудский» и «Брат и сестра» нет такого сюжета, все линии которого концентрировались бы вокруг одного исходного узла. Это рассказы о беззащитности горца в водовороте событий эпохи присоединения Кавказа к России, когда адаты старины теряли свою власть над человеком, а власть российской администрации еще не установилась.

Эту эпоху писатель рассматривает, как время бедствий и невзгод, беззащитности и неопределенности судьбы горского крестьянства. Усилились набеги горцев друг на друга, разбои, грабежи, насилие. Люди разъединились и враждовали друг с другом, одни на стороне российских войск, другие на стороне Шамиля. Внутренняя жизнь горских общин пришла в разлад. Состояние войны, неуверенность в завтрашнем дне, беззащитность перед лицом разбоя и грабежей изза разлада внутри горских обществ развязывали низменные инстинкты людей.

Эту свою мысль он доказывает на примере судьбы семьи Ахмата и Цыппу.

Ахмат, горецтруженик, в сражении с лакскими абреками был тяжело ранен и ограблен до последнего козленка. Кроме того, его сын и дочь были уведены в неволю. После долгих скитаний от одного работорговца к другому, наконец, Казара и Тамара попали к одному старику, наибу Шамиля. Наиб усыновил Казару. Тот узнал свою сестру. Наиб разрешил им выехать на родину, к своему отцу. Ахмат и наиб подружились, и с тех пор набеги на Осетию прекратились.

В одном бою Казара, наиб и его сыновья погибли на поле брани. Дом наиба был сожжен. Ахмат умер, Тамара ушла в монастырь излить свое горе в молитвах, но «не успела она размыкать свое горе молитвами, спустя год, скончалась».

Добавить комментарий