Буржуазный мир

После неудачи революций 1848 года буржуазный мир переходит из революционной фазы в реакционную, идеология стремится к «натурализации» действительности, история предстает как застывший факт, лишается движения и смысла. Диалектический реализм западной литературы распадается на абстрактный объективизм натурализм Э. Золя и его последователей, которые, в отличие от подлинных реалистов, просто копируют поверхностные, бессвязные факты, и абстрактный субъективизм модернистскую литературу, изображающую такой же бессвязный и абсурдный внутренний мир отчужденного человека. Модернистское искусство Джойса, Кафки, Музиля остается в недиалектической сфере непосредственного, изображая субъективный опыт разорванной, хаотичной реальности, каковой представляется капиталистическая система изза постоянно возрастающей автономизации ее элементов. Реалистический роман, как и исторический материализм, диалектически соотносит всегда ограниченный и неполный субъективный опыт с объективным социальным контекстом, выявляя закономерности в этом кажущемся хаосе. Модернисты создают только образ современного мира, который вторичен и произволен как всякий образ, не раскрывая настоящих движущих сил современности, они изображают симптомы болезни, но не в состоянии обнаружить ее причины. Несмотря на изменившуюся терминологию, нетрудно узнать в модернистах эстетов, заблудившихся в своей субъективности, из ранних работ Лукача, а в диалектике исторического материализма иронию, обеспечивающую постоянно возобновляющееся самопреодоление субъективности в столкновении с объективной действительностью.

Добавить комментарий