Часть 1

Уважаемый Федор Мак!

Судя по Вашей седине, которая запомнилась мне во время короткой встречи в Московской писательской организации, о жизни у писателя Федора Мака богатые впечатления. Это чувствуется в выверенной точности деталей, очень прицельной точности – чувствуете, как здесь почти пародируется Ваш стиль?

Писатель — это сложнейший комплекс новизны. Своего голоса, интонации, интеллекта, общей культуры, кругозора, стиля, точки зрения, позиции, пристрастий, силы воли, целеустремленности, судьбы физической и творческой – боюсь, что мало перечислил из того, из чего складывается талант. Если чего-то нет, то это вычитается из таланта и, увы, очень трудно восполняется, кроме Божьего

Уважаемый Федор Мак!

Судя по Вашей седине, которая запомнилась мне во время короткой встречи в Московской писательской организации, о жизни у писателя Федора Мака богатые впечатления. Это чувствуется в выверенной точности деталей, очень прицельной точности – чувствуете, как здесь почти пародируется Ваш стиль?

Писатель — это сложнейший комплекс новизны. Своего голоса, интонации, интеллекта, общей культуры, кругозора, стиля, точки зрения, позиции, пристрастий, силы воли, целеустремленности, судьбы физической и творческой – боюсь, что мало перечислил из того, из чего складывается талант. Если чего-то нет, то это вычитается из таланта и, увы, очень трудно восполняется, кроме Божьего дара быть художником слова – это или есть, или отсутствует.

У Вас присутствует, но это сразу же налагает ответственность обладателя за то, как он им распорядится и чему поставит на службу. Об этом писатель не может не задумываться, я не исключение, кое-что посмел сформулировать – у Вас есть Интернет, поэтому отсылаю на мой сайт, в разделе «Главная книга» есть две лекции перед студентами. Если есть желание разобраться поглубже, то почитайте раздел «Из архива» — он поможет критически относиться к любой критике, от кого бы она ни исходила.

«Птицы» и «Картошечник» написаны вполне профессионально. Однако это лишь зарисовки, хотя «Птицы» — уже рассказ-притча. К сожалению, на седьмом абзаце я понял, к чему идет дело: если птица не ест и худеет, то она выберется из клетки. Так и случилось. Не спасает концовка о бройлерах. Каждое произведение создается по своему кодексу законов, которые неумолимы и не допускают ничего случайного. А здесь не закономерность, а случайность — клетка была не с мелкой ячеей. Была бы с мелкой – рассказа не состоялось бы. Да, любое произведение – условность и виртуальность, но не случайность, иначе оно не будет способствовать познанию закономерностей реальной жизни. Искусство ведь вычленяет какие-то явления и характеры из жизни, чтобы познать их, в осмысленном и обчувствованном виде показать людям.

В «Птицах» Вы попытались ситуацию вспахать глубоко, но не получилось. Если пахать, то на максимальную глубину. Подозреваю, что Вы здесь самоограничились, тогда как каждое настоящее художественное произведение обязательно обладает элементом всеобщности. Иными словами, ситуация в руках мастера превращается в своего рода каплю, в которой отражается весь мир. Постарайтесь порассуждать на проблемы рассказа: птиц лишили

свободы, как, почему, что такое свобода, а может, несвобода лучше, если кормят. Во имя чего кормят? (Кстати, вторая птица как раз и не является реалисткой, если бы она была таковой, то стала бы третьей,

отказывающейся есть). Дайте волю воображению, моделируйте и моделируйте ситуации, сцены, мысли, но не сводите всё к проблеме «жрать – не жрать».

Подумайте о достоинстве, о гордости, верности небу, традициям – то есть посмотрите на ситуацию с точки зрения актуальных человеческих проблем. В конце концов, почувствуете в этом сонмище материала те крупицы, которые как бы и отзываются в душе очень точно.

Добавить комментарий