Часть 1

О миниатюрах Елены Евгеньевой

Миниатюра в прозе – жанр только на первый взгляд доступен чуть ли не каждому, кто вздумал обратиться к нему. Тут требуется исключительный литературный вкус и точнейшее чувство меры, сочетание индивидуального взгляда автора на житейское событие и явление с их художественной типизацией. Миниатюра должна быть интересна, обогащать читателя новыми знаниями и возбуждать в нем эмоциональное отношение к содержанию маленького произведения. Наконец, вот уж где словам тесно, а мыслям просторно!

Многие писатели обращались к миниатюре, но подлинных вершин достигли немногие. Видимо, по той причине, что они рассматривались как заметки для памяти,

О миниатюрах Елены Евгеньевой

Миниатюра в прозе – жанр только на первый взгляд доступен чуть ли не каждому, кто вздумал обратиться к нему. Тут требуется исключительный литературный вкус и точнейшее чувство меры, сочетание индивидуального взгляда автора на житейское событие и явление с их художественной типизацией. Миниатюра должна быть интересна, обогащать читателя новыми знаниями и возбуждать в нем эмоциональное отношение к содержанию маленького произведения. Наконец, вот уж где словам тесно, а мыслям просторно!

Многие писатели обращались к миниатюре, но подлинных вершин достигли немногие. Видимо, по той причине, что они рассматривались как заметки для памяти, как своего рода литературные эскизы, а не самостоятельные литературные произведения. Такие же шедевры, как стихи в прозе И.С.Тургенева, вообще большая редкость.

И вдруг из Голландии неизвестная молодая писательница Елена Евгеньева прислала на мой суд подборку своих миниатюр. У меня опыта в этом жанре почти никакого, разве что можно засчитать мне полторы сотни баек о писателях. Но они — литературная обработка юмористического писательского фольклора о своих коллегах.

А тут – оригинальные и самодостаточные миниатюры, своего рода исповедь современной молодой женщины. Это не отрывки из дневника, не заготовки к будущим эпохальным произведениям. Не все они, конечно, отличаются высоким литературным уровнем, к примеру, «Сердечко», где не всё продумано и потому туманно-неопределенно, или «Не люблю», где речь идет всего лишь о старом черном платье. В последнем случае Елене Евгеньевой надо бы помнить о Федерико Феллини, который как-то заметил, что если он будет снимать фильм о рыбках в аквариуме, то это будет фильм о нем самом. Черное платье должно быть не только черным платьем, а еще (с моей точки зрения!) и метафорой, скажем, какого-то женского типического характера. Наподобие банального синего чулка…

Сильная сторона миниатюр Е.Евгеньевой – искренность героинь и открытость автора.. Героинь потому, что нельзя автора и ее героев отождествлять. Искренность впечатляющая, не оставляющая читателей равнодушными. Порождающая читательское убеждение, что здесь всё правда. Кроме того, у автора достаточно богатая, если так можно выразиться, эмоциональная палитра – каждой миниатюре сопутствует очень точный свой эмоциональный настрой. Здесь есть и выражение чувства любви к близкому человеку, приправленное снисходительным отношением к чудачествам старой аристократки, есть ироничное отношение к претензиям бродячей кошки, есть и крик души женщины, ставшей жертвой мужа-изверга…

Опасность для Е.Евгеньевой – в стремлении к залитературенности своих миниатюр. Мне трудно определить природу опасности: то ли автору кажется, что ее произведения недостаточно литературны, что в них что-то не так, как у всех, то ли есть желание показать читателю, что и я-де в состоянии затянуть действие, и слукавить, а то и закончить убийственно-банальной сентенцией «Но это уже совсем другая история». А ведь истинная ценность художественного произведения состоит в его естественной самобытности…

Иногда автор как бы «пережимает» в характеристиках своих героев – к примеру, в миниатюре «Подростка», где малолетка всех взрослых осуждает, все ценности отрицает, а о возможной смерти своей матери рассуждает так: «Eсли бы она внезапно умерла, её туфли достались бы мне». Ведь читательницы в возрасте героини примут такие «рассуждалки» за чистую истину, отнюдь не задумаются над тем, что автор умышленно нагнетает «нигилизмы», доводит всё здесь до гротеска.

Вполне возможно, что жанр миниатюр ожидает в ближайшем будущем расцвет и популярность. Интернет все же сказывается на культуре и характере чтения. Объемные прозаические произведения отпугивают поколение, воспитанное на суррогатах сети, где «букафф» немного. Засилье не только примитива, но и явной графомании в ней поразительное. Поэтому великолепные миниатюры, а они весьма мобильный жанр, можно издавать, как поэтические сборники, читать со сцены, по радио и телевидению, распространять в виде аудиокниг, могут стать островками хорошего вкуса и подлинной культуры в океане сетевой пошлости и чудовищного бескультурья.

Добавить комментарий