Человек не является

Человек не является буквально приписанным к своей ситуации, прежде всего по отношению к стимулам: он уже не способен давать автоматические, инстинктивные ответы на впечатления, потому что они уже не предстают перед ним в форме стимула, то есть, в качестве простого знака ответа. Независимость означает здесь полную дистанцию. Человек, поэтому,

Человек не является буквально приписанным к своей ситуации, прежде всего по отношению к стимулам: он уже не способен давать автоматические, инстинктивные ответы на впечатления, потому что они уже не предстают перед ним в форме стимула, то есть, в качестве простого знака ответа. Независимость означает здесь полную дистанцию. Человек, поэтому, соблюдает дистанцию по отношению к вещам, которые появляются не в качестве предписанных ему возможных инстинктивных ответов, а как открытые. Гиперформализация означает или включает в себя недостаточную оснащенность инстинктами и, следовательно, необусловленность человека. Вещи, все ощущаемое, на расстоянии и в полной независимости, лишенные обозначающего характера, предстают уже не как знаки определенного ответа, то есть, не как стимулы, а как являющиеся чем-то «в себе», как реальность и источник возможностей. Специфически человеческое впечатление является впечатлением реальности.

В силу недетерминированности и непредписанности действий, отсутствия готовых ответов, человек, ради своего физического выживания, должен сделать своим это приспособление, должен самоопределяться. И поэтому прежде чем исполнять действие, он должен размышлять. Так как он свободен по отношению к стимулам, то эти последние, как реальность, предстают перед ним в качестве возможности (скорее как различные возможности). Поэтому человек должен помыслить вещь и рефлектировать (мыслить себя: искать внутри себя). Благодаря дистанции по отношению к воспринимаемой вещи становится возможной интериоризация, погружение в самого себя.

Все это указывает на то, что поведенческая схема стимул-реакция уже не функционирует в человеке и что его поведение основывается на возможности (реальности) и свободе. Оставаясь свободным по отношению к стимулам (первое измерение свободы: негативная свобода или свобода от принуждения) посредством размышления, человек должен выбирать среди возможностей, которые ему предлагает ситуация, то есть, должен решать, имея в виду нечто (свобода-для, второе измерение свободы: позитивная свобода, или свободная воля). В силу гиперформализации человеческий ответ является не чем-то автоматическим, инстинктивным, а свободным: это воля.

Возвращаясь к нашей теме, мы теперь можем сказать, что человеческая форма чувственного восприятия обладает собственными чертами. Все воспринимаемое воспринимается как знак, черты которого не принадлежат субъекту постижения в и для самого процесса ощущения: например, не «тепло (меня) обжигает», как в случае с животным, но «тепло является обжигающим», оно «от себя самого» горячо.

Добавить комментарий