Человек земных благ

Нет счастья беднякам на земле. Сколько бы ни трудились они масло достается собакам, а им одна сыворотка. Выхода поэт не видит и начинает терять веру в смысл человеческой жизни вообще. Отсюда прямой путь к глубоко пессимистическим выводам стихотворения «Бренный мир». Одноименное произведение с аналогичным мотивом было и в первой книге поэта. Но там автор больше говорил о развращающем действии на человека земных благ, здесь же тоскующая мысль вызвана сознанием непрочности и недолговечности человеческой жизни. Собственно, эта мысль встречается и в лирике Коста:

«Пусть живет наш князь спесивый, Что за дело нам?

Жизнь обман, но смерть не льстива, Все мы будем там» Мысль о фаталистической безысходности человеческой судьбы чужда мужественному творчеству Сека Гадиева в целом, но в этом стихотворении сама логика неверных положений при его именно к ней:

«Как вспышка молнии, человек появился, Как вспышка молнии, исчезнет, А иной человек пропадет, Подобно звезде в черных тучах.

Люди родятся и исчезают, подобно зернам, Падающим под жернов мельницы, Как пенные пузыри на воде, Люди исчезнут в один миг.

Так не все ли равно, будет твоим весь мир Или будешь жить в неслыханных страданиях?

Не трудно, конечно, разрушить нехитрые логические построения поэта. Но важнее уяснить, что источником такого мироощущения была неясность исторической перспективы. Сека страстно хотел избавить народ от вековечной беды, но не знал как это сделать. Он рисовал мрачные картины народного бедствия, но они не достигали цели. И тогда он всю свою ненависть обращал на притеснителей крестьянства и на ту мораль, которая приходила на смену патриархальнородовой нравственности.

Добавить комментарий