Черты национального характера

Бритаев придерживался другой точки зрения. Отсутствие единства в народе перед лицом завоевателей он объясняет отрицательными чертами национального характера. Поэтому он считает возможным перенести свое понимание причин поражения крестьянства в первой русской революции на события эпохи присоединения.

Бритаев правильно считал, что одной из причин поражения в первой русской революции явилось отсутствие единства. Однако борьбу осетинского патриархального крестьянства против царизма он рассматривал лишь в плане национальном, а не классовом, поэтому отсутствие единства объяснял не психологией и "идаологией крестьянства, а национальным характером. Это же •понимание писатель перенес на причины поражения крестьян Хобанского ущелья в борьбе против царских войск.

Если в борьбе крестьянства в начале XX века можно и нуж •но видеть национальноосвободительные мотивы, то к событиям начала XIX века они не приложимы. Попытка Бритаева увидеть их в одном эпизоде эпохи присоединения вступила в противоречие с реальным смыслом событий, хотя историческая аналогия ему понадобилась лишь в идейнопропагандистских целях.

Бритаев правдиво изобразил события и верно уловил их социальноэкономический смысл, но он их нагрузил «дополнительным содержанием» национальноосвободительными мотивами, свойственным борьбе крестьян более поздней эпохи, поэтому основной смысл произведения не принял это произвольное наслоение.

Бритаев заставил своего героя Хазби борца против социально-экономических притеснений царских войск, произносить «исторические» монологи, говорить о национальной свободе, апеллировать к чувству национальной гордости и к национальному самосознанию осетин, и тем самым во многом обескровил образ центрального персонажа пьесы, а социальноэкономическое содержание конфликта пьесы както приглушил. Лишь декларируемая проблематика национальноосвободительной борьбы, не связанная с основным пафосом поведения персонажей, с пафосом их борьбы против царских войск, назойливо перебивает местами выяснение основного конфликта и дробит цельность произведения.

В самом деле, как мог вызвать Хазби в современниках энтузиазм национальноосвободительной борьбы? Ведь никаких общенациональных интересов, за которые стоило бы сложить голову, он не выдвигает. Декларативная апелляция к чувству нацио нальной гордости не может зажечь сердца людей. Только реальные общенациональные интересы, которые ущемлялись бы царизмом, могли бы вызвать ревностную их защиту в национальном масштабе. Но Хазби таких задач не ставит перед современниками. Не мог ему подсказать их и Бритаев. А не мог потому, что их не было в исторической жизни Осетии начала XIX века. Шло пока политическое завоевание Кавказа. Крестьянство терпело Экономическое притеснение со стороны военных властей в виде разного рода поборов, постоя войск, дорожных повинностей и т. д. Порой жестоко оскорблялось национальное достоинство людей, но отсюда до возникновения национальноосвободительной проблемы еще очень далеко. Здесь речь могла идти лишь о социальноэкономической независимости.

Добавить комментарий