Духовная сила народа

Оно должно быть народным, выращенным и вдохновленным традициями предков, поскольку через народ открывается доступ ко всему человечеству. В искусстве выражается вся полнота жизни, поэтому художник не может творить усилиями собственной личности, в нем действует духовная сила народа, его вера и воля. Россия, перенимая западное «просвещение умственное и вещественное» со времен Петра, за прошедшее время утратила связь со своей внутренней жизнью. Результат этого насильственного просвещения «бледное слово и бледная мысль». Счастливыми исключениями из этого печального правила, считал Хомяков, являются сочинения Гоголя и Глинки. Обращение к русской народности Хомяков видел не только в абстрактном слиянии «с жизнию Русской земли», но в том числе и в возрождении обычаев, которые станут средством для достижения полного единства.

Разрыв общества с народом, о котором говорили славянофилы, Белинский объяснял как переходный период молодой отечественной культуры. Просвещение общества со временем устранит этот разрыв. Вместе с тем это образование следует начинать с личности, развивать личностное начало в народе. Искусству в этом контексте отводилась роль просветительская. Связывая народность с самобытностью жизни, Белинский в чемто солидаризируется со славянофилами, утверждая, что реформы Петра I вогнали клин между образованным обществом и народом. Русская литература XVIII века была отражением жизни общества, оторванного от народа, а потому, делает вывод Белинский, «у нас нет литературы», хотя есть отдельные выдающиеся носители русской словесности, такие как Ломоносов, Державин, Крылов. Другая литературнокритическая статья Белинского этого же времени, «О русской повести и повестях г. Гоголя», продолжает тему народности, которая, как считает критик, бессознательно присутствует в раннем творчестве Гоголя.

Добавить комментарий