Ему же принадлежит

Ему же принадлежит, как уже сказано, инициатива издания поэмы Ефхаердты Хаесаена» и «Ирон фаендыр». Он справедливо гордился этими изданиями и считал их основой осетинской литературы («Ацы чингуытае сты саераеваераен нае ирон чиныджы хъуыддагаен»). Верно понимал он и значение памятников фольклора в развитии осетинской литературы: «В них осетинский язык сохранился в первозданной чистоте», «В них — первоначальный источник осетинской литературы». Перу Баева принадлежит также несколько критико-био- графических статей о Коста Хетагурове, Александре Куба- лове, Георгии Цаголове и Цоцко Амбалове. Конечно, все они давно устарели, но не лишены историко-литературного интереса. Любопытно его примечание к стихотворению «Думы» Мамсурова Темырболата, помещенному им в «Ног цард» в августе 1920 года: «Эта прекрасная песня — ласточка нашей литературы написана Иналом Кануковым в 1866 году, когда осетин выселили в Турцию. Он вернулся из Турции, попал в Россию, в Сибирь. Там он писал в отличных газетах. На старости лет вернулся в Осетию и умер в 1902 году». Характерно, что, в отличие от акад. В. Миллера, Баев не считает «Думы» фольклорным произведением и почти точно называет дату создания стихотворения. Вероятно заслуживает доверия и указанная им дата смерти Канукова. Баев, конечно, преувеличивал со свойственной ему склонностью к фразе, когда писал во вступлении к книге Фарн: «Осетинская книга, моя возлюбленная, думы о тебе — моя самая большая боль. Твое горе испило мою кровь. О если бы бог дал мне счастье увидеть, как ты скинешь свою власяную полость и оденешься в булатную кольчугу».

Добавить комментарий