Энергетический язык

Можно отметить тот факт, что «энергетический язык», которым пользовались Ричардс и Дьюи, был широко распространен в 20е годы в разных странах, в том числе и в России. Не случайно обнаруживается сходство некоторых концептуальных построений российских теоретиков искусства с зарубежными. Мы уже отмечали параллель некоторых идей Ричардса с учением Выготского о разрешении эмоций в фантазии. В попытках Дьюи найти путь к обоснованию целостности произведения просвечивает близость к положениям Выготского о «раз воплощении материала» и «противотечении чувств» в художественном произведении.

Здесь он следует по стопам Ричардса и Дьюи. Манро считает что искусством следует называть любую человеческую деятельность, которая вместе с достижением «хорошего опыта» помимо утилитарных решает еще ряд задач психологического и социального свойства. Хороший, или законченный, опыт есть эстетический опыт. «Эстетический опыт, пишет он, теперь рассматривается как опыт, обладающий особой конфигурацией и способом соединения некоторых основных функций восприятия и воображения, которые мы находим и в других видах опыта»х. В окончательном варианте определение искусства у Манро звучит следующим образом. Манро называет его техникой стимулирования эстетического опыта «наряду с другими целями и функциями, которые дают возможность человеку почувствовать красоту, удовольствие и интерес, быть эмоционально затронутым в непосредственном восприятии. Наряду с инструментальными ценностями и целями искусство это мастерство выражения и коммуникации эмоционального опыта. Искусство такая деятельность, в которую включается личностная интерпретация в отличие от безличного или механического исполнения».

Добавить комментарий