Эпический театр

Бертольд Брехт. «Эпический театр» Брехта был задуман как политическое искусство, как форма критики идеологии и способ познания социальных истин. Как бы демонстрируя на практике возможности концепции Беньямина, брехтовский театр был не просто средством сообщения определенного политического содержания, но изменял сами отношения между участниками художественного процесса. Этот театр Брехт также называл неаристотелевским, поскольку вместо отождествления с «героем» и выплескивания своих аффектов в катарсисе зритель вовлекался в активное и критическое отношение к происходящему на сцене и в жизни. В отличие от традиционных драматургов, обращавших внимание на универсальные элементы человеческой ситуации и судьбы, Брехта интересовали мотивы, поступки и взаимоотношения людей в определенных исторических условиях. Он называл свой метод «историзацией», полагая, что осознание исторической обусловленности и изменчивости социальных отношений и институтов облегчает критическое отношение к ним. Позднее Р. Барт, испытавший сильное влияние Брехта, в работе «Мифологии» покажет, что одна из основных черт идеологии отрицание исторического измерения социальных явлений, превращение Истории в Природу, когда мелкобуржуазная культура выдается за общечеловеческую натуру. Точно так же ранее Брехт намеревался показать, что переживания, идеи и поступки людей не обнаруживают какуюто неизменную человеческую сущность, а возникают в конкретных социальных обстоятельствах. Основной театральный прием эпического театра, «очуждение», восходящий к концепции «остранения» советского формалиста Виктора Шкловского, т. е. шоковая приостановка привычного инерционного восприятия, должен был препятствовать обычным для традиционного театра эмпатии и идентификации зрителя с происходящим на сцене и,            наоборот,вызывать дистанцирование и критику по отношению к действиям персонажей. Театр должен приобщать зрителей к активному размышлению о социальной действительности, а для этого форме пьесы следует быть неуравновешенной, разомкнутой, антагонистичной, чтобы воспрепятствовать суггестивному воздействию искусства.

Добавить комментарий