Эстетическая проблематика

Как мы видим, представляет со­бой один из важнейших компонентов общих  Определяя методологические основания такого анализа, надо учитывать и то, что участие искусства в общественно-политиче­ской жизни отнюдь не ограничивается работами, создаваемыми «сегодня» и «на злобу дня». Да и роль того или иного произве­дения не исчерпывается результатами его «современных» про­чтений, не адекватных ни субъективной цели автора, ни оценке критики или теории. История свидетельствует о том, что в со­ответствии с различиями в ценностной ориентации эпох и по­колений, общественных классов, слоев, групп, наконец, отдель­ных индивидов на разных этапах их жизненного пути различ­ными оказываются и те произведения и их варианты, которым отдается предпочтение. Некогда забытые тексты «оживают» вновь, а лишь недавно бывшие любимцами «моды» отходят на второй план. Системы понимания (а в случае, например, театра неизбежно и интерпретации) варьируют при этом в достаточно широком диапазоне, о чем, в частности, свидетельствует, по словам Маркса, неправильное понимание классицизмом грече­ской драмы и Аристотеля как ее истолкователя *. Общественную роль искусства определяют поэтому не только создаваемые про­изведения, но и отношение к прошлому, принципы освоения на­следия. Отсюда и подчас кричащие противоречия в конкретных преломлениях идей и образов, вплоть до морализаторского пред­почтения сиюминутного эффекта неопределенной, но столь орга­ничной для искусства ориентации «на вечность». Вспомним, что еще Жан-Жак Руссо восхвалял того, кто «низведет свой гений до уровня века и создание посредственных произведений, кото­рыми будут восхищаться при его жизни, предпочтет созданию шедевров, которыми будут восторгаться лишь через много лет после его смерти»

Добавить комментарий