Формирование личности

При таком формировании личности японское «я» не было автономным, а скорее гетерономным, ибо создавалось под влиянием своей группы — семьи, квартала, учреждения, предприятия, куда был затруднен доступ чужим. Поэтому в социальноэкономической жизни общества всегда была важна роль посредника и посредничества, как формы общения. Заданность поведения в соответствии с обстоятельствами отодвигало личное на второй план и выдвигало на передний — этикет, несоблюдение которого вело к «потере лица», что было недопустимо с точки зрения социальных норм поведения, в основе которых лежит понятие гири. Рассмотренные элементы в большей или меньшей степени проецируются на все стороны жизни современного японского общества — экономику, политику, социальные отношения, идеологию и культуру.

Группа всегда рассматривалась как естественная единица, такая же, как богом данная власть императора, т. е. как Традиция с большой буквы. Крестьяне одной деревни, например, объединялись в общину только потому, что они здесь родились. Таким образом, японская группа охватывала всех, находящихся, по определению Наканэ Тиэ, в одной рамке. Этот термин она использует по аналогии с понятием поля в физике.

Понять суть японского конформизма помогает теория социолога Исида Такэси, который рассматривает его в сочетании с конкуренцией, определяя этот симбиоз как ключ к пониманию динамизма общества. Именно конкуренция между группами и внутри них является движущей силой развития. Она не вступает в противоречие с конформизмом, ибо направлена лишь на лучший результат в достижении единой цели всей группы.

Добавить комментарий