Французский поэт

Добровольно возложенное на себя романтиками бремя стремления постоянно соответствовать идеалу и ежесекундно творить его оказалось объективно непосильным, что не могло не привести к разочарованиям, трагическому ощущению невоплотимости идеала и невозможности самореализации. Во второй половине столетия это противоречие выразил французский поэт Ш. Бодлер в стихотворении «Альбатрос»: «Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья Летаешь в облаках, средь молний и громов, Но исполинские тебе мешают крылья Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов». Осознание несовместимости жизни и идеала привело позднее к превращению романтической «эстетики жизни» в эстетизм, в котором сама жизнь оценивается как иллюзия, антипод реальности, а герой намеренно делает из своей жизни искусственно эстетизированное произведение.

Если ранние романтики часто воспринимали себя как культурных героев, готовых к самопожертвованию во имя человечества, то поздние ощущали себя скорее обреченными на непонимание трагическими одиночками, изгнанниками из реального мира или даже чудаками, которые ради сохранения своего «я» становились мизантропами или самоирониками. Автор и герой. В этом нежелании отделить свою человеческую жизнь от процесса духовного творчества состояло существенное отличие романтиков от предшествующего развития искусства. Если Гете считал, что поэзия через акт самоотчуждения в произведении помогает освободиться от себя, то романтики, напротив, стремились к самоотождест влению с ней, что создавало напряженное противоречие в отношениях автора и героя.

Добавить комментарий