Горцы

Все эти сведения как иностранных, так и русских авторов специалистами по различным отраслям осетиноведения уже обследованы и введены в научный обиход. Но литературоведы ими пока не интересовались. Между тем, для историка литературы они любопытны в том смысле, что в них отражено отношение царизма, идеологов колониальной политики и царской администрации к коренному населению Кавказа, к характеру и духовной культуре горских народов, отношение, сводившееся к пренебрежению и клевете, вызывавшее резкую отповедь со стороны деятелей складывавшейся национальной культуры в пореформенный период. И хотя между этой, — то сознательной, то- необдуманной, — клеветой и возражением, последовавшим во второй половине века, большая временная дистанция, они внутренне объединены причинно-следственной связью. Без установления этой связи не понять, почему в публицистике* Инала Канукова, Афанасия Гассиева, Коста Хетагурова и др. осетинских деятелей пореформенного периода заняла столь* значительное место защита национального характера п достоинства горских народов Кавказа, почему они обращались к освещению истории столетней давности, к этнографическим очеркам, к социально-исторической интерпретации быта,, нравов, суеверий и предрассудков народа. Первые сведения об осетинах дает И. А. Гюлфденштедт, побывавший в Осетии в 1771 и 1772 годах.

Добавить комментарий