Хетагуров высмеивает

Первое, что заставляет усомниться в правомерности приведенных параллелей, это их множество и разнохарактерность. В самом деле, не слишком ли много влияний для одной комедии, не слишком ли произвольно сближение таких разных по своим идейным задачам произведений, как «Запутанное дело» Щедрина, «Что делать?» Чернышевского, «Свадьба» Чехова и «Дуня» Коста Хетагурова? При сопоставлении этих произведений утверждения проф. Л. П. Семенова оказываются несостоятельными, аргументация же его — чисто формальной, состоящей из сближений фамилий героев вроде следующих, один из героев повести «Запутанное дело» — Мазуля, в комедии «Дуня» есть художник Мазилов в романе «Шаг за шагом» главный герой Светлов, и в «Дуне» тоже есть Светлов и т. д. Нет необходимости оспаривать эти аргументы. Серьезного возражения заслуживает только параллель с романом. «Что делать?», так как она вслед за Семеновым упорно повторяется в литературе о Коста. В самом деле, где «новые люди», представители демократической интеллигенции в комедии «Дуня»? Конечно, ни помещик Сомов и его жена, ни семья Суй- кова, бывшего оперного певца, спесивого и глупого человека, ни художник Мазилов, ни музыкант Трубадуров, ни поэт Пе- рышкин не могут быть отнесены к «трудовой демократической интеллигенции». Это не «новые люди», а всего лишь «бывшие люди», тунеядцы и бездельники. В сатирической комедии Коста в центре внимания автора проблема взаимоотношений народа и интеллигенции. Коста Хетагуров высмеивает ту часть художественной интеллигенции, которая потеряла связь с народом, да по существу и с искусством.

Добавить комментарий