И убийцы совершают злодеяние

И убийцы совершают злодеяние, за которым не последует возмездие. Соламан и Хасана — потому и бедны, и одиноки, что нет у них родичей. Мулдаровы тем и богаты, что у них многочисленный род. Иначе говоря, мерилом бедности и богатства является число мужчин в роду. Самой высокой категорией, которой мыслит сказитель, является род. Поэтому кажется до невероятия странным, когда исследователи ищут в конфликте между Мулдаровыми и Афхар- довыми классовую основу. Так, Ардасенов в Кудайнате видит «представителя знатного княжеского рода Мулдаровых» и далее поясняет: «Некоторые литературоведы высказали такую мысль, что основной мотив поэмы ное в поэме. Более важными являются другие мотивы и, прежде всего, мотив социальный. Борющиеся стороны относятся к различным социальным сословиям. Кудайнат — из феодальной фамилии, Хасана — бедняк, из рода униженных, оскорбленных». Все это никакого отношения к поэме не имеет — ни антифеодального мотива, ни кровной мести, как антинародного обычая, в поэме нет. Род Мулдаровых характеризуется в поэме единственным словом «хъал», что означает «гордецы», «спесивые». И роду Мулдаровых есть чем загордиться — их множество мужей, объединенных родовой порукой, кровным родством. Исследователи «княжеское происхождение» Мулдаровых берут не из поэмы, а из истории осетино-кабардинских отношений. Б. Алборов так и пишет, обосновывая принадлежность поэмы перу Кубалова: поэт, «будучи адвокатом, часто принимал участие в разборе дел кабардинцев. Он изучал исторический материал о том, как кабардинские князья Мулдаровы отбирали земли у осетинского народа, и этот материал положил в основу героического образа Госамы».

Добавить комментарий