Идейные источники и одновременно составные компоненты контркультурного мироощущения

Это — традици­онная леворадикальная идеология (в том числе анархизм), не­которые концепции современной буржуазной философии (на­пример, экзистенциализм и особенно фрейдизм), а также социо­логии (теории «единого постиндустриального общества», «кон­вергенции», «интеграции»), романтизм, традиции утопической мысли, особым образом интерпретированная традиция буржуаз­ного просветительства и гуманизма (Руссо, Торо и другие), эле­менты раннего христианства и восточных религиозно-мистиче­ских учений. В произведениях и документах контркультуры нередко предпринимается попытка, порой весьма субъективного свойства, использования идей марксизма, причем односторонне интерпретированных, знание которых зачастую почерпнуто «из вторых рук», в толкованиях западных «марксологов» и «неорто­доксальных марксистов». Особо следует выделить роль и значе­ние в системе контркультуры различного рода авангардистских социально-культурных и художественных идей, восходящих к дадаизму, сюрреализму, а также ряду других западных эстети­ческих традиций. Характерными особенностями современного радикализма и авангардизма явились следующие: ориентация на спонтанное и стихийное социальное действие, получающее преимущественно эстетизированное обоснование, призыв к освобождению бессо­знательных сил чувственности, фантазии, воображения как социально-творческих способностей, ведущая роль художествен — но-утопического сознания в общей структуре леворадикального мироощущения, рассмотрение революционно-преобразующей деятельности как самоценного эстетического феномена, социально-антропологизированная трактовка проблем искусства и эс­тетики. В своей совокупности указанные моменты предстали как различные стороны некоторой общей идеологической и культур­но-эстетической структуры леворадикального мироощущения. Они оказались обусловленными кардинальным переосмыслени­ем в рамках контркультуры проблемы места, роли и функций искусства в общественной жизни.

Добавить комментарий