Имена главных героев осетин

«Имена главных героев осетин, — пишет он, — которых они воспевают в своих песнях и чьим примерам они следуют, таковы: Ахмед, Арс- ланбег, Айтекко, Амистала,’Амырхан, Батырас, Бачир, Бауто, Барысби, Бекби, Хамыц, Дударык, Девлет, Джаишек, Гевис, Гутши, Гаци, Илад, Каци, Ктарадзау, Мамбед, Мысост, Максим, Мырзабег, Меруква, Насыран, Созырыко, Сослан, Пез- би, Тево и Чанце». Прежде всего обращает на себя внимание многочисленность имен песенных героев. А ведь Клапрот бывал только в некоторых селах Осетии, его сведения далеко не полные. Это убеждает в развитости жанра народно-героической песни еще в самом начале XIX века, как органично породившей жанр героической поэмы в осетинской литературной традиции. Примечательно и другое. В ряду имен героев народных песен упомянуты герои осетинского нартского эпоса: Батырас, Хамиц, Созырыко, Сослан. Что это — смешение героев эпоса с героями народных хоровых песен или же отдельные сказания о героях-нартах осетины в то время еще исполняли как хоровые песни? Конечно, Клапрота могли ввести в заблуждение его неискушенные в фольклористике осведомители, которые могли не отличать героев хоровых песен от героев песен сказителя. Но настораживает сообщение Пфаффа о том, что исполнители осетинских нартских сказаний, барды — по его терминологии, называются — амшаг, кадагпанаг. Кадагганаг — это действительно означает сказитель, исполняющий нартские сказания и народно-героические поэмы речитативом в сопровождении фандыра. Но амонаг применяется только к запевалам народных хоровых песен.

Добавить комментарий