Именно это настоящее

Именно это настоящее было важнее всего для Канукова. Исследованием этого «настоящего кавказских племен» и прежде всего родного народа были заняты ум, поэтическое воображение и сердце писателя. И он выработал свою оригинальную концепцию новой исторической ситуации в жизни горцев Кавказа в пореформенное время. В основе концепции Канукова лежит мысль о том, чго замирение Кавказа и крестьянская реформа — вот два события, составившие рубеж между прошлым и настоящим кавказских горцев. Эти события завершили прошлое и открыли новую эру в судьбе Кавказа. При этом они столь основательно изменили весь уклад жизни, быта, психологии и идеологии горцев, что контраст между прошлым и настоящим оказался разительным, хотя времени прошло немного. Чтобы яснее выявить тенденцию развитой горской действительности в пореформенный период, Кануков начинает с анализа экономических и идеологических мотивов бегства; многих горцев-мусульман с Кавказа на чужбину, в Турцию. Это трагическое событие в истории горцев Кавказа всю жизнь волновало Канукова, тем более, что он сам был очевидцем и участником его. К тому же оно имело прямую причинную связь с поражением Шамиля и окончательным замирением Кавказа. Основной причиной переселения части горцев в Турцию Кануков считает — и это, конечно, наиболее верное объяснение, — потерю прежней свободы. Бегство на чужбину была своеобразным продолжением полувековой отчаянной борьбы. Поражение, которое потерпели горцы в борьбе с оружием в руках, убедило их в невозможности победоносной войны.

Добавить комментарий