Индивидуалистический идеал

В плане морали из следовала мысль о том, что большинство людей вполне разумно и что индивидуальное суждение может служить основой социально значимой этиче­ской оценки. Наконец, предполагалось, что искусство призвано воспевать указанный индивидуалистический образ личности и превозносить ее добродетели, характерным примером чему мо­жет служить творчество Дэниела Дефо, Джонатана Свифта, Генри Филдинга, Тобайаса Смоллетта и вообще искусство Про­свещения. Такое представление об индивиде было для своего времени бесспорным достижением, и вполне закономерно, что вырабо­тавшаяся мировоззренческая система оказывала глубокое влия­ние на все стороны общественной жизни — экономику, полити­ку, культуру, искусство. Более того, с точки зрения историческо­го материализма сам процесс оформления соответствующих взглядов в общепринятую идеологическую систему, каковой и стала «протестантская этика», мог завершиться лишь тогда, когда эти взгляды получили практическое распространение и широкое хождение в обществе. Причем социально-этические нормы, осуществлявшиеся на практике, закономерно получали соответствующее отражение и на уровне культуры, и в частнос­ти в художественном творчестве. Поскольку же Белл в соответствии со своими методологиче­скими посылками рассматривает общество как структурно не взаимосвязанную систему, то и подчиненность различных сфер общественной жизни некоторым общим закономерностям ока­зывается у него источником возможной социальной нестабиль­ности и противоречий Как заявляет автор, идеи его последней работы диалектиче­ски связаны с предыдущей книгой

Добавить комментарий