Испания с конца XV

Испания с конца XV в. вступает в эпоху Возрождения. Основные принципы ренессансного гуманистического мироощущения – утверждение права человека на свободу и счастье, вера в присущие человеку от природы бескорыстие, благородство, осознание собственного достоинства. На смену авторитетам средневековья в эпоху Возрождения приходит ориентация на античных писателей, мыслителей, художников как на

Испания с конца XV в. вступает в эпоху Возрождения. Основные принципы ренессансного гуманистического мироощущения – утверждение права человека на свободу и счастье, вера в присущие человеку от природы бескорыстие, благородство, осознание собственного достоинства. На смену авторитетам средневековья в эпоху Возрождения приходит ориентация на античных писателей, мыслителей, художников как на образец для подражания. Очень важной особенностью культуры Возрождения является ее в целом оптимистический, жизнерадостный характер, органичной частью которого становится героическое начало.

Культура Возрождения в Испании при наличии перечисленных выше признаков имела ряд характерных признаков, к которым принадлежала особая значимость идеи чести как высшего нравственного императива. Как отмечает З.И.Плавскин, «королевская власть и правящая верхушка испанского общества в эту эпоху сознательно … поддерживала рыцарские нравы и идеалы, видя в них … действенное средство воспитания преданных солдат… Победы испанского оружия … способствовали, в свою очередь, распространению и укреплению преувеличенных представлений о «чести», «доблести» и «мужестве» испанского дворянства». Таким образом, героическое начало, как составная часть гуманистического мироощущения эпохи Возрождения, в культуре Испании XVI в. получило особое развитие.

Героическое начало как составная часть гуманистического мироощущения эпохи Возрождения получило большое развитие в искусстве Испании XVI в.. В испанском зодчестве объединение страны под властью католических королей сказалось в появлении «…сооружений, пропагандирующих в архитектурных образах величие и могущество королевской власти». В скульптуре героическое начало наиболее ярко проявилось в надгробной пластике и в архитектурном декоре. В испанской живописи – в жанре портрета. Античные образы, с наступлением эпохи Возрождения появляющиеся в декоре испанских памятников, трактуются героически.

Обращение к античности как сокровищнице общегуманистических ценностей было характерной чертой испанской культуры эпохи Возрождения. Испанские теоретики искусства XVI в. в качестве образца для подражания предлагают современным мастерам античное искусство. Описывая античные художественные произведения, в частности, античную скульптуру, особое внимание авторы уделяли изображению сильных мужественных героев и героинь, полководцев, императоров. «…проблема героического образа» была «…закономерной в стране, на протяжении многих столетий участвовавшей в оборонительных и завоевательных войнах».

Добавить комментарий