Изменение качества труда

Хотя от проблемы отчуждения чувственности Маркузе и пе­реходит к проблеме, в основе его рас­суждения прослеживается характерная для социальной эстети­ки контркультуры вульгарно-натуралистическая схема. Как видно, Маркузе существенно упрощает стоящую перед ним проблему изменения характера трудовой деятельности, сводя «свободный труд» к проявлению некоего инстинктивного влече­ния. Объективно здесь проявляется иррационалистическая склонность контркультуры, поскольку сама идея «эротизации труда» заострена против рационального и осознанного подхода к проблеме социального освобождения трудовой деятельности. Кроме того, выдвинутая теоретиками контркультуры идея «эротизации труда» основывается на специфическом «обороте» фрейдовской концепции культуры и искусства, использовании ее как бы с противоположным знаком. В самом деле, согласно основателю психоанализа, бессознательные чувственные влече­ния индивида, не находя реализации в условиях диктуемой тру­довым принуждением репрессии, получают косвенное, сублими­рованное выражение в культурно-художественном творчестве, в искусстве. Произведение искусства с этой точки зрения есть знак, символ, «зашифровка» тех влечений, которые подавляют­ся в реальной общественной жизни. Для социальной эстетики контркультуры, напротив, ликвидация репрессии призвана обес­печить возможность «прямого», не опосредованного искусством выражения бессознательных чувственных влечений в самой об­щественной жизни и прежде всего в трудовой деятельности. Предполагается, что сексуальный инстинкт, Эрос, вместо того чтобы сублимироваться в художественном творчестве, сможет найти «прямые» неопосредованные выражения, которые к тому же не только не будут представлять угрозы обществу, но выве­дут социальное и культурно-духовное развитие человечества на более высокую ступень прогресса. «Реактивация полиморфной нарциссической сексуальности», утверждает Маркузе, заложит основы «свободной культуры», в которой эстетический потен­циал искусства окажется «растворенным» в самой жизни и в которой человеческое тело перестанет быть инструментом от­чужденного труда и станет субъектом эстетической самореали­зации. Иными словами, общественно полезный труд, согласно рассуждению Маркузе, может стать удовлетворением либидозных чувственно-эстетических влечений.

Добавить комментарий