Камера тюрьмы

Ахмет вместе со своим врагомдругом оказался в одной камере тюрьмы, в которую они попали за одно и то же дело. В ми луту слабости Ахмет схватывает нож й бросается к спящем врагутоварищу. Но роль убийцы столь органически чужда ему, что он сам себе кажется жалким и смешным в этой роли. «Смешным, нелепым кажется ему, что стоит он здесь с большим ножом и хочет убит человека. Он ясно себе представляет, что в этой роли он должен быть жалким. Жгучий стыд охватывает его и он порывается бежать, но остается! То, что он смешон, несказанно радует и поднимает его вверх над ним самим высоко. Как он до сих пор не догадывался—это же не он смешон! Смешна все то, что привело его сюда. Смешно и жалко все то дикое, что толкнуло его сюда и еще крепко в людях. Крепко в людях сидит этот зверь и это до трагичности смешно».

Ахмет разбудил своего врага, при всех арестованных простил ему убийство своего отца и подал руку дружбы, ибо «месть недостойна человека».

Психологическая драма, разыгравшаяся в душе горца, воспитанного в старых традициях, но приобщившегося к правде ре волюции, к революционной этике, заканчивается поражением «наследия отцов». Отныне пути, проложенные дедами, заказаны для Ахмета.

Впервые в творчестве Бритаева мы встречаемся с изображением победы новой морали над моралью патриархального мира. Это знаменательный для творчества Бритаева переломный момент, подготовленный, безусловно, всем тем, что дала писателю революция.

Рассказ «Месть молодого горца», хотя и помечен датой 23 марта 1911 года, но характеризует настроения и взгляды писателя именно периода революционных лет. Этот же рассказ ярко отражает тот перелом, который произошел в проблематике творчества писателя, в оценке «этического наследства» отцов, а также поворот писателя к новой теме, к изображению конфликта между народом и самодержавием. Правда, этот конфликт писателем намечен в данном рассказе лишь вскользь в публицистических размышлениях автора, но если от основной проблематики рассказа идет прямая связующая линия к драме «Две сестры», то от публицистической темы рассказа есть прямой переход к рассказу «Откормленная» и к трагедии «Хазби».

Добавить комментарий