Кануков защищал всех горцев

Однако в данном случае Кануков защищал всех горцев, от устойчивых в среде победителей предрассудков, по логике которых горцы были и оставались «буйным элементом», против которых нужно применять карательные меры. Отвергая эти предрассудки, «настраивавшие общество против горцев, Кануков неустанно доказывал, чта горцы в период мирного развития края стали по неизбежному закону истории мирными гражданами и управлять ими надо наравне со всеми гражданами России. В этом пафос кануковской концепции пореформенного «настоящего горцев». Свою концепцию Кануков аргументирует не только как публицист — логикой рассуждений, анализом исторических фактов и историческими аналогиями, но и как писатель — детальным и правдивым описанием жизни одной деревни в своем замечательном очерке «В осетинском ауле» (1870). Эту мысль в очерке высказывает простой горец Хатахцко: «Теперь времена другие настали, времена джигитства миновали, пора расстаться с оружием и взяться за соху. Наша молодежь все еще и теперь склонна иногда к воровству. Это гнусное занятие, разоряющее других, должно презирать, а не считать за молодечество. В настоящее время на джигита, разъезжающего на своей лошадке по аулам с оружием, я смотрю как на человека вредного, бездельного, который шатаясь по домам, объедает других.» Такое же мнение выскажет позднее персонаж очерка «Горцы-переселенцы» Хасан. Но он, разбогатевший на подрядах представитель знатной фамилии, защищает новые условия жизни и путь предприимчивого хозяина, ссылаясь на свой индивидуальный опыт.

Добавить комментарий