Кое кто

Кое кто — это, конечно царская администрация. Отсюда ясна тактическая концепция поэта: надо внутренние противоречия до времени оставить в стороне, все силы народа направить на борьбу против царизма. Однако Коста от этой тактики отказался вскоре после возвращения на родину. Как только основательно познакомился с положением дел на месте, так резко напал именно на тех кулаков-мироедов и аристократов, обличение которых считал несвоевременным еще несколько месяцев тому назад в полемике с Цаголовым. Кстати, теперь поэт, освещая земельный вопрос, неоднократно ссылался именно на Цаголова в знак своей солидарности с ним. В статье «Внутренние враги», анализируя несостоятельность претензий осетинских дворян на земли населения поселка Дурдур, Коста показал, что все эти «алдары», «тауби» и «бадилаты» — то же самое, что и помещики, тавади, беки, ханы и подобные им социальные верхи у других народов. Исторической аналогией поэт доказывает «необузданность в отношении народа» всякого рода аристократов, затем заключает, что алдаров и подобных им «дворян» «не только нельзя считать своими единоплеменниками, но прямо самыми злейшими врагами экономического и нравственного благополучия одноплеменного населения». Защищая экономические интересы народа, Коста все чаще и резче выступал за наделение землей «иногородних» в казачьих станицах, «временно-проживающих» в осетинских селах (см. «Насущные вопросы») и крестьян-переселенцев, пришедших на Северный Кавказ из центральной России (см. «На чужбине»).

Добавить комментарий