Коимбрские иезуиты

Они выдержали несколько изданий и однажды даже были переведены на китайский. Их теория знака изучалась большинством иезуитских философов, часть из которых ее разделяла. Например, в следующем поколении, лиссабонский иезуит Бальтасар Тельес (1596 -1675) признал, что он в долгу перед ними и точно следовал их учению о зеркальном отражении как

Они выдержали несколько изданий и однажды даже были переведены на китайский. Их теория знака изучалась большинством иезуитских философов, часть из которых ее разделяла. Например, в следующем поколении, лиссабонский иезуит Бальтасар Тельес (1596 -1675) признал, что он в долгу перед ними и точно следовал их учению о зеркальном отражении как о формальном знаке. Эхо учения коимбрских профессоров можно расслышать у великого иезуита Франсиско Суареса (1548 – 1617), хотя он и не следовал в точности их учению о формальном знаке, а учил, что мы сначала видим не образ в зеркале, а непосредственно и сразу видим вещь через ее образ. Кроме того, коимбрские иезуиты изучались большинством представителей католической университетской традиции. Возможно самым важным их них был Иоанн Поинсот (1589 -1644), который сам находился под их влиянием в студенческую пору в Коимбре, и чей собственный замечательный «Tractatus de Signis» был недавно опубликован с английским переводом и комментарием профессора Джона Дили. Поинсот не принял учения коимбрских иезуитов о зеркальных отражениях, напротив, следуя своему доминиканскому предшественннику Фоме Аквинату, он учил, что не сама по себе вещь, но, скорее, ее отражение есть то, что мы видим в зеркале. Но, как показал профессор Дили, расширение учения о знаках за пределы, положенные св. Августином, и сопутствующее учение о формальных знаках являются серцевиной семиотической теории Поинсота.

Коимбрские иезуиты так же были известны и влиятельны по другую сторону религиозной границы XVII века. Так, их трактат о знаках послужил основой для подобного трактата лютеранского профессора философии в Гессене Кристофа Шайблера (1589 – 1653), который заимствовал учение коимбрских иезуитов о зеркальном отражении. Для него, как и для них отражение в зеркале – формальный знак, который согласно и оптике, и аристотелевской физике сам не познается, даже если приводит к знанию вещи, отражением которой он является.

На раннем этапе своего обучения Рене Декарт (1596 – 1650) хорошо знал коимбрскую схоластику. Действительно, позднее он объявил, что из иезуитских учебников, которые он изучал в Ла Флеш, он «запомнил только коимбрских схоластиков, Толедо (Francisco de Toledo, 1533 – 1596) и Рубио (Antonio Rubio, 1548 – 1615).» Коимбрские философы были также известны Готфриду Вильгельму Лейбницу (1646 – 1716), который цитировал их комментарий на аристотелевскую логику. Само собой, они были хорошо известны по другую сторону Английского канала и даже в Америке.

Добавить комментарий