Концептуальная невооруженность и теоретическая противо­речивость эстетики контркультуры

Она объясняют свойственные ей акценты на сугубо эмоциональное, чувственное неприятие бур­жуазного общества. Отсюда предпочтение, оказываемое контр­культурой образно-беллетристическому, а не дискурсивно  стилю мышления, а также широкое использование образов и метафор вместо научных понятий и концепций. И хотя порой в социальной эстетике левых радикалов встреча­ются сугубо спекулятивные моменты, они, скорее, являются оборотной стороной образно-метафорического мышления и име­ют ярко выраженный мифотворческий характер. О характерном для контркультуры противоречии между чувственным образом и спекулятивным мифом можно судить по трактовке такого специфического для ее эстетики понятия, как «репрессия».

С одной стороны, как и в традиционном психоанализе, в эстетике контркультуры принцип психологической репрессии, насилия над чувственной природой человека выступает в ка­честве механизма порождения отчужденного искусства, подав­ляющего природные влечения индивида и направляющего их в иллюзорное русло художественного образа. Но наряду с этим понятие репрессии понимается контркультурой и как обобщен­ная характеристика социальной структуры как таковой в ее отношении к отчужденному индивиду. В этом понимании оно и вошло в сознание молодежного протеста 60-х годов. Поэтому в широком смысле понятие репрессии фиксирует один из реаль­ных аспектов противоречивого взаимоотношения между инди­видом и обществом в условиях антагонистической формации. Однако психоаналитическая трактовка этого понятия, к которой широко прибегают теоретики контркультуры, связана с тем, что абстрактное истолкование якобы пагубной для индивида зависимости человеческих чувственно-эстетических способнос­тей от социально-предметных отношений превращается в некую обобщенную внеисторическую характеристику психики общест­венного человека.

Добавить комментарий