Консервативные ценности

Наряду с этим он подчер­кивает, что, как будто бы сменившие в 70-х годах идеалы предшествующего десятилетия, не являют­ся плодотворными в плане вдохновения художественного твор­чества. «Чувство ущемленных возможностей, несбывшихся уто­пических надежд и израсходованных психологических

«Сковывающее» воздействие современного консерватизма на развитие западной культуры и искусства — то, о говорил в своей книге М. Дикстейн,— обусловлено как раз тем, что и в культуре и в искусстве консерватор усматривает в первую оче­редь лишь функциональный инструмент, используемый для того, чтобы держать в морально-религиозной «узде» человече­ское сознание. Что же касается тех нравственных ценностей, к которым апеллируют консерваторы и в пропаганде которых они видят задачу искусства, то они в значительной мере воспроиз­водят давно уже устаревшие принципы так называемой «про­тестантской этики», оставленной далеко позади самим развитием капиталистической формации. Несоответствие этих идеалов реальности современного капиталистического общества оказы­вается для нынешних консерваторов источником глубокого пес­симизма.

«Поправевший» в 70-х годах Д. Белл пишет по этому поводу следующее: «Протестантская этика и пуританский темперамент были кодами, возвеличивавшими работу, трезвость, бережли­вость, сексуальные ограничения и вообще всяческие запреты. Они определяли природу морального поведения и социальной респектабельности. Постмодернистская культура 60-х годов, по­скольку она сама себя называла «контркультурой», рассматри­валась как вызов протестантской этике, возвещающий конец пуританизма и развертывающий финальную атаку на буржуаз­ные ценности» .

Добавить комментарий