Консервативные критики

Примечательно, что, обвиняющие радикальный авангард и течение контркультуры в «эстетстве», «интеллигентстве» и «театрализованности», охотно апеллируют к категориям психоанализа, давая им все ту же искусственную политизированную трактовку. С этой точки зрения, «новой ле­вой» молодежи и интеллигенции вменяется в вину неспособ­ность к социально приемлемому сублимированию, то есть сим­волическому удовлетворению низменных чувственных влечений в форме художественного и культурного творчества. Как мы уже говорили, Фрейд считал такую сублимацию наиболее эффективным и приемлемым способом умиротворения бессозна­тельных чувственных вожделений и противопоставлял ей ра­дикальную политическую активность как путь, ведущий в ту­пик. Сегодня эти идеи мы вновь видим в работах тех буржуаз­ных идеологов, которые утверждают, что в результате неспособ­ности к творческой культурно-художественной сублимации радикалы вынуждены изживать свои комплексы в имеющей невротическую основу политической деятельности. В термино­логии психоанализа это и определяется как десублимация куль­туры и искусства, то есть как «обратное» движение от худо­жественно-символического удовлетворения либидозных влече­ний к их невротическому проявлению в реальной жизни. В этом же духе буржуазные идеологи и эстетики истолковы­вают и общие тенденции развития западной культуры и искусства в направлении к гедонистическому самопроявлению невротического «Я» в реальной жизни, в том числе — в полити­ке. Как отмечают в этой связи американские исследователи, «использование здесь термина «нарциссизм» вносит путаницу. С одной стороны, нарциссическая личность расценивается как патологический клинический тип.

Добавить комментарий